Главная > Дневник > ЖЖ-неврозы

ЖЖ-неврозы

Каким-то ненароком написалась некоторая приблизительная классификация специфических ЖЖшных неврозов, которые я наблюдаю в процессе путешествие по разным журналам. Понятно, что практически в любом журнале, так или иначе, проявляются специфические особенности его хозяина/автора. Такие вещи, как истеричность, параноидальность, шизоидность и т. п. – всё это в большей или меньшей степени проглядывает сквозь посты и комментарии. Но я в данном случае сосредотачиваюсь на таких видах «странностей» (условно названных мною неврозами), которые проявляются именно в процессе «ЖЖизни», во взаимодействии «лжеюзеров». Безусловно, все эти особенности могу иметь место не только в ЖЖ, но и в других блогерских сообществах. Просто, ЖЖ – наиболее известное мне и, в то же время, наиболее широкое поле наблюдения, поэтому я употребляю буквосочетание «ЖЖ-невроз». Итак, вот несколько вариантов.

1. Невроз комментирования. Юзер считает своим долгом поучаствовать в каждой маломальски значительной дискуссии и высказать своё единственное и неповторимое мнение. Он вступает в длинные препирательства сразу во многих тредах, пытаясь что-то доказать, но на самом деле – не важно что. Такое навязчивое комментирование может быть направлено на какую-нибудь более-менее узкую область, например, политику, религию, но это не обязательно, встречаются юзеры, готовые препираться на любую тему. Конструктивного смысла у таких споров в подавляющем большинстве случаев никакого, это либо просто убийство времени/развлечение, либо способ самутверждения и подпитки чувства собственной важности. В любом значительном «скандале» по моим наблюдениям то 50 до 70% комментариев – это переливание из пустого в порожнего с лиричесими отступлениями (либо на тему того, какой мудак мой оппонент, либо о том, куда катиться мир вообще и Россия в частности).
2. Невроз популярности. Юзер очень хочет много френдов. Ну, или хотя бы, чтоб о нём говорили/писали. Способы реализации такого желания могут быть разные – от безобидных до вполне разрушительных. Кто-то лезет с комментариями в каждую заметную щель. В отличие от первого случая, он не столько стремится что-то доказать или отстоять какую-то точку зрения, сколько просто засветиться, быть замеченным. Кто-то вступает в кучу сообществ и постит туда если не откровенный оффтопик, то, что-нибудь не слишком важное и интересное, но обращающее на себя внимание. Такие юзеры горазды на провокации, конечно же. Им нравится всеобщее внимание. Если они делают какую-то пакость и даже понимают, что делаю именно её, они навряд ли признаются в этом и будут представлять себя как пострадаших за правое дело, невинно оклеветанных и т. п. То, что их высказывания и поступки (если можно говорить о поступках в среде интернета вообще) противоречивы – не важно, им в конечном итоге это только на руку, потому что каждый разумный их в этом уличит – оп, и они получат лишнее упоминание.
3. Скандальный невроз. Юзер обожает скандалы. Он ищет, где кто на кого и как наехал, он сам ввязывается в самые различные склоки, вскрывает подноготную, публикует переписку, доказывает кто прав, кто виноват, долго и со смаком обсуждает те или иные детали. Он первый затрубит о нарушении своих или чьих-то ещё прав и кинется восстанавливать «справедливость». Его увлекает сам процесс выяснения отношений, он заворожено следит за искрами, которые сыпятся при столкновении оппонентов лбами и сам готов эти искры высекать.
4. Невроз поиска врагов. «Кругом враги, кругом измена». Это довольно скучный вариант невроза связанный, конечно же, с высоким уровнем паранойи. Враги могут быть самые разные – проклятые американцы, евреи, атеисты, христиане, либералы, консерваторы, фашисты, коммунисты ect.
5. Невроз поиска уродов. Близко к предыдущему. Но в данном случае идёт поиск не врагов, с которыми надо сражаться, но уродов, над которыми можно издеваться и которых можно обстебать. А потом, желательно, уничтожить. Это очень хороший способ опять-таки подпитать ЧСВ и почувствовать, насколько ты крут в сравнении с массой убогих умом и духом. Ну, и телом иногда – это тоже вариант. Учреждаются целые сообщества, посвящённые поискам уродов в той или иной области (ну, например, в науке).
6. Невроз загадочности или «Ни слова в простоте». Это не слишком распространённый, но, тем не менее, периодически встречающийся невроз. Такой юзер пишет загадочные непонятно-о-чём посты и такие же комментарии. Если его не понимают – он, скорее, радуется, чем огорчается. Его «дискурс», как правило, претендует на «элитность» и то, что неясно, о чём он, только подтверждает эту элитность: «вам не дано понять». Иногда такого рода журналы бывают небезынтересны, но временами, за вычурной формой не удаётся обнаружить никакого содержания. Тем не менее, общая загадочность привлекает к себе внимание, по крайней мере на некоторое время.
7. Невроз интернет-флэшмобов. Собственно, к флэшмобам в изначальном смысле этого слова все столпотворения лжеюзеров отношения, по моему мнению, не имеют, я об этом как-то уже писал, но, коль скоро, это слово к ним применяется, назову так. Юзер тянется в ту сторону, куда тянется большинство. Это может быть именно «флэшмоб» — 5000 комментариев к произвольно выбранному посту за сутки и тому подобное. Это может быть очередная «ЖЖ-зараза» — задайте мне пять вопросов, я отвечу и задам каждому свои. Это могут быть бесконечные «преведы» или постоянное использование в комментариях «кг/ам», призывов «выпить йаду» ect. В этой разновидности неврозов важно то, что юзер периодически подхватывает очередную волну и навязчиво следует ей. Стоит оговориться, что подавляющее большинство временами участвует в том или ином столпотворении. Про «невроз» стоит говорить, когда журнал практически только из отголосков этих столпотворений и состоит – такое вполне бывает.

Ну, пока хватит. Чего-нибудь ещё забыл, наверняка. Напоминайте.
Пока писал – в голове зароились мысли о специфики отношений «реальности» и «ЖЖизни». Это тема для отдельного поста, по крайней мере. Если интересно, как-нибудь напишу.

Возражения, замечания и дополнения весьма приветствуются.

Tags:
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.