Кентавр
В порядке эксперимента.
Содержание — стихотворение С.Михалкова «Музей В.И. Ленина» («В воскресный день с сестрой моей…»).
Форма — «Шум и ярость» Фокнера, первая часть (30 апреля 1928 года).
Сам текст Михалкова длинный, я «переделал» первые десять строф. Кажется, забавно. Буду продолжать на досуге.
Вариация | Исходник |
Воскресенье. Солнце слепит. Мы — со двора, на улицу. Сестра держит за руку. Крепко — не вырваться. — Мы пойдём в музей, — сказала сестра. — Сегодня выходной, тебе ведь не надо в школу, — сказала сестра. Вдоль по улице. Редкие прохожие, да, сегодня выходной, людей мало. Машин тоже почти нет. Идём. Улица, поворот, светофор, площадь. Большая площадь, освещённая солнцем. |
В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей! — Сказала мне сестра. |
— Мы уже почти пришли, — сказала сестра. — Почти пришли. Видишь вот тот большой красный дом? Нам туда. Дом похож на дворец. Дворец султана. Вчера мама читала на ночь книжку. Про султана. Они где-то далеко живут. И давно. |
Вот через площадь мы идем И входим наконец В большой, красивый красный дом, Похожий на дворец. |
Вошли. Внутри прохладно. И люди. Намного больше, чем на улице. Наверное, за прохладой столько понабежало. Рассматривают. Ходят. — Один взрослый, один детский, — сестра в окошечко сказала. Оттуда — рука с билетиками, — Можно проходить. Дальше. Бумажки отобрали, разорвали, половинку — отдали обратно. Дальше — портреты, бумажки за стеклом. Сестра также крепко за руку держит. — Это музей Ленина — сказала сестра. — Ту про его жизнь рассказывается. |
Из зала в зал переходя, Здесь движется народ. Вся жизнь великого вождя Передо мной встает. |
Ведёт. Картинка с домиком. Долго разглядываю. — Ты ведь уже умеешь читать? — спрашивает сестра. — Умею… — неохотно. — А что вот здесь написано? Напряжённо разглядываю. Стекло, бумага. И буквы — «п о х в а л ь н ы й л и с т». Говорю: — Пох валь ный ли ст. — Молодец, — сказала сестра. — Это за то, что Ленин хорошо учился. ему дали. Пойдём дальше. Хорошо учился. Я тоже хорошо учусь. Мне так мама говорила. А учительница ругается часто. Я стихи не могу учить. Не запоминаю, никак. |
Я вижу дом, где Ленин рос, И тот похвальный лист, Что из гимназии принес Ульянов-гимназист. |
В следующей комнате — книжки. Много. Я столько, наверное никогда не прочту. Разве что, мама перед сном. Голос у нее приятный, читает неторопливо, я всё понимаю. И представляю себе. Как там люди, что говорят, куда идут, что делают, как умирают, о чём думают, что едят, с кем дружат, как садятся за стол, закуривают сигарету. Папа тоже курит. Сигареты, я даже один раз попробовал. Противно и потом тошнило. Не люблю, когда тошнит. — Это книжки Ленина, — сказала сестра. Ленин — слышал имя. В школе учительница рассказывала. Ленин был хорошим. А это его книги. Наверное, тоже хорошие. Когда учительница про Ленина рассказывала, я помню. Он хороший. Это я помню. А здесь его книжки расставлены на полках. Тоже, наверное, хорошие. |
Здесь книжки выстроились в ряд — Он в детстве их читал, Над ними много лет назад Он думал и мечтал. |
— Смотри, вот Ленин маленький. Таким он был, — сказала сестра. Вижу — мальчик. Сидит, руку головой подперев. Устал наверное. Я когда устаю, тоже голову на руку опираю. Так легче сидеть. И думаешь о разном. Истории разные придумываешь — про маму с папой, про сестру, про Вальку, Сашку, Кольку. Этот маленький тоже, наверное, что-нибудь придумывает. Интересно. |
Он с детских лет мечтал о том, Чтоб на родной земле Жил человек своим трудом И не был в кабале. |
А вот картинка — люди сидят. Диваны, стулья. О чём-то говорят. — Это тайная сходка, — говорит сестра. — Они от правительства прячутся. И Ленин, видишь, с ними сидит, молодой. Вижу, да. Лица у них испуганные. Это они боятся, что их найдут. Я когда в прятки играю тоже боюсь. Сижу в уголку и боюсь, что найдут. Иногда и не находят. А иногда — подкрадутся, как будто нарочно, и как крикнут: «Васька!». Я очень пугаюсь. Но всё равно в прятки интересно играть. И эти боятся. Глупые — прячутся и разговаривают. Когда прячешься нужно сидеть тихо. Иначе быстрее найдут. Люди на картинке большие. Взрослые. А в прятки играют. Удивляюсь. Однажды мы играли в прятки вместе с папой. Он большой — ему спрятаться сложно. Быстрее всего его находил. |
За днями дни, за годом год Проходят чередой, Ульянов учится, растет, На сходку тайную идет Ульянов молодой. |
— Ленина пытались поймать, посадить в тюрьму, — сказала сестра. — Царь его боялся, а найти никак не мог. Он убегал от полиции. Но однажды его всё-таки поймали. В тюрьму не посадили. Послали в деревню жить. В деревню. Я тоже летом ездил в деревню. Там тепло. И купаться можно ходить на речку. Это лучше, чем тюрьма. Даже лучше, чем просто дома. Там только Вовка злой был. Мы с ним подрались один раз. А ещё он меня в речке утопить хотел. Но я ходил туда, когда Вовки не было. И он меня не смог. А ещё я там корову видел. — А Ленин видел в деревне корову? — спрашиваю. — Видел, — сказала сестра. — А ещё он там много думал и писал. — Книгу? — спрашиваю. |
Семнадцать минуло ему, Семнадцать лет всего, Но он — борец! И потому Боится царь его! Летит в полицию приказ: |
— Книгу, — сказала сестра. — О том, как дальше жить и почему так много бедных. А потом возвратился обратно, домой. И снова начал от полиции прятаться. Стоило ли возвращаться. И опять прятаться. В деревне лучше. И никто не пристаёт, только Вовка-дурак. Но он всего один и можно с ним не встречаться. Главное, знать, когда он на речку пошёл купаться. |
Проходит время. И опять Он там, где жизнь кипит: К рабочим едет выступать, На сходках говорит |
продолжение следует, наверное.