Главная > Дневник > Кентавр

Кентавр

В порядке эксперимента.
Содержание — стихотворение С.Михалкова «Музей В.И. Ленина» («В воскресный день с сестрой моей…»).
Форма — «Шум и ярость» Фокнера, первая часть (30 апреля 1928 года).

Сам текст Михалкова длинный, я «переделал» первые десять строф. Кажется, забавно. Буду продолжать на досуге.


Вариация

Исходник
Воскресенье. Солнце слепит. Мы — со двора, на улицу. Сестра держит за руку. Крепко — не вырваться.
— Мы пойдём в музей, — сказала сестра.
— Сегодня выходной, тебе ведь не надо в школу, — сказала сестра.
Вдоль по улице. Редкие прохожие, да, сегодня выходной, людей мало. Машин тоже почти нет. Идём. Улица, поворот, светофор, площадь. Большая площадь, освещённая солнцем.
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

— Мы уже почти пришли, — сказала сестра. — Почти пришли. Видишь вот тот большой красный дом? Нам туда.
Дом похож на дворец. Дворец султана. Вчера мама читала на ночь книжку. Про султана. Они где-то далеко живут. И давно.
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой, красивый красный дом,
Похожий на дворец.
Вошли. Внутри прохладно. И люди. Намного больше, чем на улице. Наверное, за прохладой столько понабежало. Рассматривают. Ходят.
— Один взрослый, один детский, — сестра в окошечко сказала. Оттуда — рука с билетиками, — Можно проходить.
Дальше. Бумажки отобрали, разорвали, половинку — отдали обратно. Дальше — портреты, бумажки за стеклом. Сестра также крепко за руку держит.
— Это музей Ленина — сказала сестра. — Ту про его жизнь рассказывается.
Из зала в зал переходя,
Здесь движется народ.
Вся жизнь великого вождя
Передо мной встает.
Ведёт. Картинка  с домиком. Долго разглядываю.
— Ты ведь уже умеешь читать? — спрашивает сестра.
— Умею… — неохотно.
— А что вот здесь написано?
Напряжённо разглядываю. Стекло, бумага. И буквы — «п    о    х    в    а    л    ь    н    ы    й    л    и    с    т». Говорю:
— Пох валь ный ли ст.
— Молодец, — сказала сестра. — Это за то, что Ленин хорошо учился. ему дали. Пойдём дальше.
Хорошо учился. Я тоже хорошо учусь. Мне так мама говорила. А учительница ругается часто. Я стихи не могу учить. Не запоминаю, никак.
Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принес
Ульянов-гимназист.
В следующей комнате — книжки. Много. Я столько, наверное никогда не прочту. Разве что, мама перед сном. Голос у нее приятный, читает неторопливо, я всё понимаю. И представляю себе. Как там люди, что говорят, куда идут, что делают, как умирают, о чём думают, что едят, с кем дружат, как садятся за стол, закуривают сигарету. Папа тоже курит. Сигареты, я даже один раз попробовал. Противно и потом тошнило. Не люблю, когда тошнит.
— Это книжки Ленина, — сказала сестра.
Ленин — слышал имя. В школе учительница рассказывала. Ленин был хорошим. А это его книги. Наверное, тоже хорошие. Когда учительница про Ленина рассказывала, я помню. Он хороший. Это я помню. А здесь его книжки расставлены на полках. Тоже, наверное, хорошие.
Здесь книжки выстроились в ряд —
Он в детстве их читал,
Над ними много лет назад
Он думал и мечтал.
— Смотри, вот Ленин маленький. Таким он был, — сказала сестра.
Вижу — мальчик. Сидит, руку головой подперев. Устал наверное. Я когда устаю, тоже голову на руку опираю. Так легче сидеть. И думаешь о разном. Истории разные придумываешь — про маму с папой, про сестру, про Вальку, Сашку, Кольку. Этот маленький тоже, наверное, что-нибудь придумывает. Интересно.
Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале.
А вот картинка — люди сидят. Диваны, стулья. О чём-то говорят.
— Это тайная сходка, — говорит сестра. — Они от правительства прячутся. И Ленин, видишь, с ними сидит, молодой.
Вижу, да. Лица у них испуганные. Это они боятся, что их найдут. Я когда в прятки играю тоже боюсь. Сижу в уголку и боюсь, что найдут. Иногда и не находят. А иногда — подкрадутся, как будто нарочно, и как крикнут: «Васька!». Я очень пугаюсь. Но всё равно в прятки интересно играть. И эти боятся. Глупые — прячутся и разговаривают. Когда прячешься нужно сидеть тихо. Иначе быстрее найдут.
Люди на картинке большие. Взрослые. А в прятки играют. Удивляюсь. Однажды мы играли в прятки вместе с папой. Он большой — ему спрятаться сложно. Быстрее всего его находил.
За днями дни, за годом год
Проходят чередой,
Ульянов учится, растет,
На сходку тайную идет
Ульянов молодой.
— Ленина пытались поймать, посадить в тюрьму, — сказала сестра. — Царь его боялся, а найти никак не мог. Он убегал от полиции. Но однажды его всё-таки поймали. В тюрьму не посадили. Послали в деревню жить.
В деревню. Я тоже летом ездил в деревню. Там тепло. И купаться можно ходить на речку. Это лучше, чем тюрьма. Даже лучше, чем просто дома. Там только Вовка злой был. Мы с ним подрались один раз. А ещё он меня в речке утопить хотел. Но я ходил туда, когда Вовки не было. И он меня не смог. А ещё я там корову видел.
— А Ленин видел в деревне корову? — спрашиваю.
— Видел, — сказала сестра. — А ещё он там много думал и писал.
— Книгу? — спрашиваю.
Семнадцать минуло ему,
Семнадцать лет всего,
Но он — борец! И потому
Боится царь его!

Летит в полицию приказ:
«Ульянова схватить!»
И вот он выслан в первый раз,
В деревне должен жить.

— Книгу, — сказала сестра. — О том, как дальше жить и почему так много бедных. А потом возвратился обратно, домой. И снова начал от полиции прятаться.
Стоило ли возвращаться. И опять прятаться. В деревне лучше. И никто не пристаёт, только Вовка-дурак. Но он всего один и можно с ним не встречаться. Главное, знать, когда он на речку пошёл купаться.
Проходит время. И опять
Он там, где жизнь кипит:
К рабочим едет выступать,
На сходках говорит

продолжение следует, наверное.

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.