Так вот, вчера я посмотрел фильм «Четыре», снятый Ильёй Хржановским по сценарию Сорокина.
Хржановский пока других фильмов не снял, так что говорить про него могу только в связи с увиденным, а, вот, Сорокин вполне мне знаком, и, надо сказать, здесь он очень чувствуется. Странно было бы, впрочем, если бы не чувствовался.
Вообще я не могу сказать, что являюсь большим любителем Сорокина. Он мне интересен, но не более того. Да, он очень хороший стилист. Да, он очень хороший провокатор. Да, он позволяет себе писать такое, чего мало почти никто позволить себе не может. Да, изредка у него проскакивают какие-то потусторонние откровения. Но откровения эти, на мой взгляд, часто теряются в общей массе говна, которое он так любит описывать.
Например, мне нравится сборник его рассказов «Утро снайпера». Но действительно сильных рассказов там немного — штуки три-четыре. Остальные — просто игра в бисер, как будто стилистические упражнения — красивые но, в общем-то бессмысленные.
Теперь о фильме. Я смотрел и думал — да, вот, как раз в кино Сорокин сильно выигрывает, если суметь его хорошо снять. А Хржановскому удалось. В фильме, по-моему, ухвачена как раз самая интересная составляющая Сорокина — навязчивая бредовость окружающего мира. В которой есть своя железная, я бы сказал, параноидальная внутренняя логика. От которой никуда не денешься, по крайней мере в том мире, в котором существуют герои. Страшная чернуха, конечно же, но в этой чернухе есть своя красота. Помимо прочего в фильме очень правильно сделан звук и вкупе с картинкой всё действует практически на физиологическом уровне. Я давно не испытывал таких сильных ощущений при просмотре кино. Понять головой там можно далеко не всё. Но каким-то другим местом понимаешь и проникаешься всем, что происходит. Хорошая работа. Фильм снимался четыре года. Скорее всего, из-за организационных и денежных проблем, но сил туда, кажется, тоже было вбухано немерянно. И не зря. Если вы не боитесь жёстких и чернушных фильмов, весьма рекомендую. По делу это всё, по делу.
Вот маленький кусочек из фильма — монолог эпизодического героя, которого сыграл, между прочим, Хвост :
А ещё в начале фильма (в той части, где основная линия сюжета была придумана Хржановским и происходящее ещё соответствовало более-менее привычной логике) я думал, что у нас практически нет матерного кино. То есть такого, в котором ругаются и это не глушат. Вот, книжек таких полно. И фильмов — практически нет. По крайней мере, мне не попадались. Понятно, что эзерсисы Гоблина не в счёт. Не то, чтобы это хорошо или плохо, скорее — забавно. Видимо, культура просто другая.