Главная > Дневник > пропиар

пропиар

C месяц назад я, утомлённый культурной жизнью, вчерне написал небольшой текстик, вариацию на тему пиара в интернете. Сейчас эта тема опять (с одной стороны неожиданно, с другой — закономерно) стала для меня актуальной, поэтому текстик я немного подправил-дополнил и решил выложить. Это, скорее, эскиз — если сложится, я его буду доделывать и прояснять. Так что если это кто-то прочтёт и у него возникнут замечания, возражения, дополнения и т. п. — буду только рад их услышать.

С появлением и развитием интернета в информационной сфере наблюдается всё более и более явное перенасыщение. Немногим раньше, во второй половине прошлого века нечто подобное наблюдалось в отношении материальных товаров, что привело к появлению так называемого «общества потребления». Одна из важных его особенностей – это создание искусственных потребностей. «Современный человек» одевается по последней моде, хотя это иногда бывает не только излишне, но и попросту неудобно, он покупает технические новинки, которые, если исходить из его реальных потребностей, совершенно излишни. В этом отношении общество потребления возможно при условии переизбытка товаров. Именно тогда, когда предложение начинает превышать спрос, возникает необходимость дополнительно мотивировать потребителя. Иначе – кто же будет покупать производимый товар? Надо человека заинтересовать, сделать так, чтобы он захотел купить замечательную новинку. Как, вы ещё не купили себе iphone? Что же вы, это же такая замечательная вещь, без неё практически невозможно жить. Ну, ладно, ладно, мы честные люди, выжить без этого аппарата можно, но как-то уж очень сложно. Или, по меньшей мере, противно. И так далее, всем, я думаю, это знакомо.

Сейчас происходит формирование общества духовного потребления (это отдельная тема, пожалуй, я её ещё отдельно разовью, если соберусь). Информации самого разного толка доступно больше, чем мы все и каждый в отдельности способны воспринять. При этом доступность информации с одной стороны и простота её распространения с другой приводят к увеличению «авторов». Возникает замкнутый сам на себя цикл, эдакий Уроборос. Интернет, помимо всего прочего, способствует созданию иллюзии востребованности информации. А спрос, пусть даже и мнимый, рождает предложение. В области творчества – так же, как и в области материального. Объем информации, доступной практически любому, растёт почти что по экспоненте. И, как ни удивительно, эта информация будто бы оказывается востребованной. Заведите самую дурацкую страничку на «народе.ру», зарегистрируйте её в парочке поисковиков – и она будет иметь свои 5-6 посетителей в день. Ну, среди них, конечно, будут роботы, но пара живых человек в день ознакомятся с вашим творением. А ведь каждый мало-мальски грамотный в компьютерных делах человек может сейчас создать страничку, на которой он сможет поделиться, например, своим творчеством – будь то стихи, романы в 5 частях с прологом и эпилогом, картины маслом, 3D миры, музыкальные экзерсисы и т.д. и т. п. И, замерев, будет наблюдать за изменением показателей счётчиков посещаемости. Реально интересующихся (или тех хотя бы, кто бы мог заинтересоваться) среди «посетителей» может и не быть вовсе. Однако, иллюзия аудитории, иллюзия наличия «зрителя» создаётся. И человек, обласканный таким вниманием, пишет, рисует, сочиняет ещё и ещё. А вдобавок рассказывает своим друзьям – они тоже решают явить миру свои таланты – и – вуаля – мы им ещё пяток сайтов (ну, или страничек на каком-нибудь hiero, deviantart, stihi.ru, и так далее). Ещё творцы народились. Причём, хочу заметить, вполне возможно, что кто-то из них (а может – и все шестеро, всякое бывает), действительно достоин (-ы) внимания. Парадокс здесь в том, что они, заявляя о себе, с одной стороны, дают себе шанс быть услышанными, а с другой стороны, отнимают шансы – как у себя, так и всех остальных, быть замеченными в общем гомоне «интернет-творцов».

А чтобы тебя таки-услышали, нужна реклама. Реклама в традиционной своей форме в области творчества пока ещё редкость. В голову приходят разве что расклеенные в метро плакатики с анонсом новой книги Марининой или Перумова. Но это сегодня всё ещё исключение, а не правило. Ещё кажется, что такая тупая реклама «в лоб» — это как-то уж слишком неуклюже, меркантильно и вообще не духовно. А мы же все духовные люди, об этом не следует забывать. Поэтому давайте как-нибудь поизящнее. И тут появляется то, что нонче называется словом «пиар». Не надо кричать «купи меня!», это как-то неприлично. А, вот, сказать по возможности громким голосом: «Смотрите, какой я прекрасный, не изволите ли ознакомиться?» — это вполне себе бонтонно. Причём, в этом варианте не слишком важно содержание высказывания, важна форма – ещё раз – по возможности громко. Это требование связано с тем, что само по себе произведение, сколь бы хорошо оно не было, сейчас все больше рискует остаться незамеченным среди тысяч и миллионов ему подобных. Даже внимательный читатель до него, скорее всего, просто не доберется – слишком велик выбор, слишком силён «белый» (или, возможно, «чёрный» — отсылка к Пелевину) шум. Если ты хочешь обрести зрителя – мало создать нечто, нужно сделать его заметным. А здесь уже каждый действует в меру собственной фантазии. И это в такой ситуации вполне естественно – зритель становится дефицитным товаром и за него надо бороться, конкуренция повышается. Да, автор, вполне возможно, не зарабатывает денег, но он стремиться заполучить другую валюту – внимание окружающих. А стимулов для этого внимания вокруг существует такое множество, что надо производить очень много шума (или же переливаться всеми цветами радуги, скажем), чтобы тебя заметили. Этот шум может быть благозвучным и не очень, главное – чтобы слышным.

Я привел в качестве примера ситуацию с интернетом как наиболее яркую, однако же, и во многих других областях дело обстоит примерно также. Выпустить книжку, устроить выставку, дать концерт сейчас становится не так уж сложно. Полистайте журнал «Афиша» — количество концертов групп с совершенно неизвестными вам названиями очень велико. Я думаю, что среди них есть что-то интересное, но как из этого изобилия отобрать что-то стоящее? Опять-таки – вопрос пиара. Знакомый порекомендовал, «что-то про них слышал», читал статью в интернете (или в той же «Афише»). Зайдите в книжный – та же история – книжек настолько много, что выбрать из сонма неизвестных тебе авторов оказывается почти невозможно. Поэтому читаем либо Лукьяненко, либо Диму Быкова, либо Акунина, либо Толстую, либо лауреата Нобелевской премии этого года, либо уж точно хорошо «раскрученных» классиков– кому что ближе. Иногда рискуем купить что-нибудь неизвестное наугад, после этого чаще плюёмся, иногда – радуемся – повезло, оказалось, неплохо пишет.

Разумеется, я обрисовываю общую тенденцию, из нее бывают и исключения – когда достойные произведения оказываются замеченными и без специальных усилий по их раскрутки, но это – именно исключения из общего правила.
Я не хочу сказать, что пиар сам по себе это плохо. Более того, это закономерно, и я постарался коротко описать, почему. Но все же ситуация, когда на раскрутку произведения уходит больше сил, чем на его создание, мне кажется бредоватой. Кроме того, у такой системы, какая она складывается сейчас, есть и обратная сторона – раскрученный автор уже может не особо напрягаться – зритель у него обязательно будет. Впрочем, это тоже отдельная тема. Выхода из ситуации я, честно говоря, пока не вижу. Отказаться от пиара – глупо и в чём-то нечестно (это же такая форма пиара, да?). Заниматься им становится утомительно и неинтересно, к тому же это часто вредит самому автору – он настолько увлекается поиском аудитории, что теряет собственное содержание.

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.