Главная > Дневник > об абсурде и флэшмобах

об абсурде и флэшмобах

Подумалось тут (мысль, возможно, не новая, но в силу моей непросвещенности, для меня свежая), что абсурдная ситуация может быть внутри себя вполне логичной. Сама абсурдность при этом достигается (возникает) за счёт отрыва от контекста и/или противоречия этому контексту. На этом, например, построены многие штуки у т.н. сюрреалистов. Или, скажем, ожидание Годо — само по себе оно вполне последовательное и логичное. Абсурдно в нём то, что оно не имеет внешней по отношению к нему привязки, внешнего обоснования.
Вообще (меня несёт) расцвет абсурда — и в искусстве, и в философии ХХ века связано, может быть, отчасти с тем, что наше существование, в связи с изменением отношения к классической религии (которая суть лекарство от абсурда), теряет некий всеобщий, общевселенский, тыкскать, контекст. И становится, таким образом абсурдно — как только мы выходим за пределы собственно человеческой жизни (или жизни человечества, в крайнем случае).
Соображения эти возникли в связи с размышлениями о флэшмобах. В последнее время этим словом называют всё что угодно. Флуд, просто массовые мероприятия и т. п. Когда флэшмобы только возникли, их идея мне нравилась. И нравилась именно своей абсурдностью. И мой небольшой опыт участия в этих играх показал, что эта абсурдность может присутствовать не только в теории, но и на практике. Именно такая абсурдность — по отношению к контексту. Потому что само по себе действие, внутри самого себя там как правило как бы осмысленное или, по крайней мере, логичное. Ещё один важный момент, который пропал почти сразу — смысл флэшмоба в том, что он возникает из ничего и исчезает в никуда. То есть его смысл — в действии, а не в том, чтобы, например, познакомиться с новыми «единомышленниками», пофотогрфировать, вызвать резонанс в обществе и т. п. Смак в том, что ты включаешься в некую странную деятельность, а потом резко из неё выключаешься. По крайней мере, для меня это самое значимый и действенный элемент всего действа. Возвращаясь к абсурдности: это возможность на своей шкуре испытать, каково это — выпасть из сколь-нибудь логичной деятельности в никуда, в бессмыслицу. Это довольно болезненно, но интересно и полезно. Из-за болезненности, я думаю, на второй месяц флэшмобов в России (про буржуев не знаю, но думаю, там примерно всё также) стали устраивать «afterparty», нивелирующий этот эффект внешней бессмысленности – произшло превращение флэшмоба в просто повод для тусовки или, если угодно, в способ «найти единомышленников».
Но это совсем другое и абсурдности тут уже нет. Вполне обычное социальное действо.
Вот, собственно. Пока хватит.
Если у кого появятся возражения, соображения, дополнения — я буду им рад.

Tags:
  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.